Фэн-шуй / Полная энциклопедия / Вернуться на главную

 


Часть II / Четыре небесных животных

Концепция четырех небесных животных принадлежит классической ландшафтной школе фэн-шуй и сейчас сравнительно редко практикуется за пределами Китая, Тайваня и некоторых других стран Юго-Восточной Азии.

Она происходит от различения четырех видов ландшафтных образований, которые считались хранителями мест обитания. Эти виды называются Зеленым Драконом, Белым Тигром, Красным Фениксом и Черной Черепахой в честь четырех духов-защитников, к которым обращались древние шаманы.

Рис. 14. Белый Тигр и Зеленый Дракон

Согласно учению ландшафтной школы фэн-шуй, формы ландшафтов имеют жизненно важное значение для благополучия обитателей дома. В средневековых китайских пособиях по фэн-шуй насчитываются сотни ландшафтных форм с красочными названиями, разделенные по категориям пяти элементов и Девяти Дворцов. Другое разделение происходит по признаку горных или водных образований, но все формы так или иначе имеют отношение к четырем небесным животным.

Дракон

Дракон является наиболее мощным защитным символом и имеет несколько смысловых значений. Вся земля иногда рассматривалась как «тело дракона», а протяженные участки или полосы, где сосредоточивалась земная энергия, назывались «жилами дракона». Считалось, что драконы обитают среди извилистых горных хребтов и избегают открытой местности и плоских ландшафтов.

Рис. 15. Гармоничные отношения между Белым Тигром и Зелёным Драконом. Если Зеленый Дракон длинный («лапа дракона»), Белый Тигр должен быть высоким («голова тигра»). Если Зеленый Дракон высокий («голова дракона»), то Белый Тигр должен быть низким («лапа тигра»).

Дракон - главный символ удачи, обеспечивающий счастье и благополучие. Он выражает мужское начало, и, следовательно, его энергия целиком и полностью ян. «Структуры» Дракона расположены слева от изучаемого участка, если стоять лицом к нему.

В компасной школе ему соответствует восточное направление (следует помнить, что на геомантическом компасе сверху находится юг), связанное с весной и темно-зеленым цветом. Поэтому его обычно называют Зеленым Драконом.

Тигр

Сила тигра, символизирующая надежную защиту, всегда подчинена силе дракона. Она оказывает скорее сдерживающее, чем контролирующее и управляющее воздействие. «Структуры» Тигра расположены справа от изучаемого участка; для достижения безупречной гармонии они должны сочетаться со структурами Дракона.

Поскольку дракон символизирует мужское начало, тигр - как взаимно дополняющая противоположность - символизирует женское начало и энергию инь. В компасной школе ему соответствует западное направление, связанное с осенью и белым цветом. Поэтому его обычно называют Белым Тигром.

Рис. 16. Изображение Феникса времен империи Хань

Черепаха

Черепаха символизирует поддержку, стабильность и долголетие. Эта структура, расположенная за изучаемым участком, в идеальном случае представляет собой пологий холм с круглой или плоской вершиной либо возвышенность с плавным уклоном в сторону участка. Также желательно, чтобы Черепаха была наиболее высоким по своему месторасположению из всех «защитников».

В компасной школе Черепахе соответствует северное направление, связанное с зимой и черным цветом, поэтому ее обычно называют Черной Черепахой.

Феникс

Последним из четырех «защитников» является Феникс: мощный символ возрождения и новых возможностей. Он охраняет фронтальную часть участка и в идеальном случае представляет собой горную гряду или цепь холмов, расположенную на значительном расстоянии.

Феникс защищает от внешних воздействий, не мешая свободно обозревать окрестности. Красный цвет - это цвет огня и Красного Феникса, который в компасной школе ассоциируется с южным направлением и летом. На этом предварительное знакомство с основами фэн-шуй можно считать завершенным.

В дальнейшем мы еще не раз будем возвращаться к главным понятиям, таким как энергия ци, инь и ян, восьмиугольник ба-гуа, пять элементов и четыре небесных животных, для описания практических методов искусства фэн-шуй.

Назад | Оглавление | Вперёд
 

 

 

Фэн-шуй. Полная энциклопедия