Фэн-шуй / Полная энциклопедия / Вернуться на главную

 


Часть I / От Средневековья до наших дней

В начале правления династии Мин (1368-1644) даосское учение и все, кто практиковал его, подверглись жестоким гонениям. Многие видные ученые были казнены, а те, кто продолжал заниматься искусством фэн-шуй, не могли называть себя даосами. На смену им пришло новое поколение предсказателей из мирян - бродячих монахов, мелких аристократов и ремесленников, которые не были знакомы с философскими основами фэн-шуй и превратили его в чисто деловое предприятие.

Их главными клиентами стали представители зажиточных семейств и землевладельцев, нанимавшие мастеров для выбора наиболее благоприятных мест при строительстве домов и владений, а также для проведения погребальных ритуалов. Большой популярностью стали пользоваться «справочники» по фэн-шуй, представляющие собой сборники примеров наиболее удачных мест захоронений древнего и нового времени.

Ландшафтная школа подверглась значительному упрощению, но гео-мантический компас ло-пань, напротив, был расширен с восемнадцати до тридцати шести колец, что привело к усложнению расчетов и придало им более ритуальный облик. Сформировалась система «трех эр» и «девяти циклов», где каждая эра состоит из шестидесяти лет или трех циклов по двадцать лет в каждом.

В поздний период династии Мин количество книг по фэн-шуй многократно возросло. Произведения классиков фэн-шуй, а также их подражателей стали общедоступными; в результате многие читатели этих книг объявляли себя мастерами фэн-шуй и беззастенчиво зарабатывали деньги на невежестве и суевериях своих соотечественников. Тогда появилась поговорка «выставить себя на посмешище через десять лет», означавшая, что обман может обнаружиться лишь спустя долгое время.

Фэн-шуй при династии Цин (1644-1911) во многом повторял те формы и методы, которые сложились к концу династии Мин. Традиция литературной критики богатейшего классического наследия не обошла стороной искусство фэн-шуй. Так, например, Я Цзюсин (XVIII в.) считал всех мастеров фэн-шуй периода династии Мин обычными шарлатанами, ничего не смыслившими в теории перемен. Впрочем, создавались и серьезные трактаты, обогатившие теорию фэн-шуй, самым значительным из которых является «Полное руководство к геомантическому компасу». Эта книга представляет собой подробное описание устройства и принципов работы с геомантическим компасом, состоящим из тридцати шести колец.

Еще одним новшеством, появившимся в эпоху Цин, было заблаговременное определение подходящего момента для начала строительства здания, переезда в новый дом, ремонта жилья, закладки мест захоронения, сооружения надгробного памятника и так далее. К примеру, выбор удачного места для начала строительства имеет важное значение для фэн-шуй жилых домов и коммерческих зданий.

Западный мир сравнительно медленно воспринимал философские основы и практику фэн-шуй. Лишь к концу XIX века это искусство получило некоторое признание, в основном благодаря визитам путешественников из Европы и христианских миссионеров.

Назад | Оглавление | Вперёд
 

 

 

Фэн-шуй. Полная энциклопедия